Математика

Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………3
2.Планируемые результаты………......………………………………………. ………………..3
3. Содержание предмета………………………………………………………………………….6
4.Тематическое планирование………………………………………………………………….14

2

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, основной образовательной программы начального общего образования МКОУ
ООШ № 7, с учётом авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантова. Москва
« Просвещение» 2016 год
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего
образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников
умения учиться.

Основными целями начального обучения математике являются:




Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных
целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для
решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
-формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
оценивать и принимать суждения других.
2.Планируемые результаты.
Числа и величины
Выпускник научится:
– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
– устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно
выбранному
правилу
(увеличение/уменьшение
числа
на
несколько
единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои
действия;
3

– читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость),
используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм —
грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр —
сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
– выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени),
объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с
использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных
арифметических действий (в том числе деления с остатком);
– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том
числе с нулём и числом 1);
– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;
– вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических
действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
– выполнять действия с величинами;
– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия,
прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
– устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче,
планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
– решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи,
связанные с повседневной жизнью;
– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли
(половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
– решать задачи в 3—4 действия;
– находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
– соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть
геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
4

– измерять длину отрезка;
– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника,
площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
– читать несложные готовые таблицы;
– заполнять несложные готовые таблицы;
– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
– читать несложные готовые круговые диаграммы;
– достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
– сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
– понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…»,
«если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
– составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска
информации;
– распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы
и диаграммы);
– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц и диаграмм;
– интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Личностные результаты:
1) Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2) Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
3) Целостное восприятие окружающего мира.
4) Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий
подход к выполнению заданий.
5) Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
6) Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
7) Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Метапредметные результаты:
1) Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства и способы её осуществления.
2) Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
3) Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
4) Способность
использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно познавательных и практических задач.
5

5) Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
6) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации
и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры
компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать
изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением.
7) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.
9) Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
10) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
11) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Математика».
Предметные результаты:
1) Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений.
2) Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его
оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),
записи и выполнения алгоритмов.
3) Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
4) Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и
стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать
с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
5) Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на
принтере).

3.Содержание предмета.

6

Согласно учебному плану МКОУ ООШ№ 7 всего на изучение учебного предмета
«Математика» в начальной школе выделяется 540 часов: в 1 классе – 132ч (33 учебные
недели), во 2-4классах – по 136ч (34 учебные недели в каждом классе).
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные
единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер,
тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год,
век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая,
сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и
результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения.
Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и
умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента
арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и
умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения,
распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.
Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со
скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование
свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в
числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных
чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и
трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия,
взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка
вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ±
28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их
значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных
выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а =
а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на
основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между
компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Плани рование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычита ние, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в)
…», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие
процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена,
количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов
(расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на
7

определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли
целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического
чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше
справа, за перед, между, вверху внизу, ближе дальше и др.).

ниже, слева

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник,
прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды
треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный
(равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения
построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, санти метр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод
одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной
длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра
прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный
миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр,
квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение
площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой
диграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых
выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и
выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

8

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и
слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Итоговое повторение и контроль знаний
1 класс (132 часа)
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления
(8 часов)
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру (больше -меньше, выше -ни-же,
длиннее -короче) и по форме (круглый, квадратный, треугольный и т.д.)Взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше -ниже, слева -справа,
за -перед, между, вверху -внизу, ближе -дальше и др.)Направления движения: слева
направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала,
потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше,
столько же, на сколько больше (меньше).
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 часов)
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных пред метов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа путем
прибавления единицы к предыдущему, вычитания единицы из числа, следующего за
данным при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство,
неравенство. Знаки <,>,=. Состав чисел в пределах первого десятка. Точка. Линии
(кривая, прямая). Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины и стороны
многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Решение задач в одно действие на
сложение и вычитание (на основе пересчета предметов). Практическая работа:
сравнение длин отрезков, измерение длины отрезка, построение отрезка заданной
длины.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 часа)
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки «=», «-»,
«+».Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при
чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых
выражений
в одно-два действия без скобок. Переместительное свойство
сложения.Приемы вычислений: прибавление числа по частям, перестановка чисел;
вычитание числа по частям и вычитание на основ е знания соответствующего
случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи
вычитания. Сложение и вычитание с числом 0.Нахождение числа, которое на
несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие на
сложение и вычитание
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов)
Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20.
Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел вида
10+8,18-8, 18-10. Сравнение чисел с помощью вычитания.Единица времени: час.
Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр,
дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины.Единицы
массы: килограмм. Единицы объема: литр.Числа от 1 до 20.
Сложение и вычитание (22 часа)
9

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, с использованием
изученных приемов вычислений.Таблица сложения и соответствующие случаи
вычитания. Решение задач в одно-два действия насложение и вычитание.
Итоговое повторение (6 часов)Числа от 1 до 20. Нумерация. Табличное сложение и
вычитание. Геометрические фигуры (квадрат,
треугольник, прямоугольник,
многоугольник). Измерение и построение отрезков.Решение задач изученных видов.
2класс ( 136 часов)
Числа от 1до 100. Нумерация (16 часов)
Новая счётная единица-десяток. Счёт десятками. Образование и название чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок
следования чисел при счёте. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр,
миллиметр, метр. Соотношение между ними. Длина ломаной. Перим етр
прямоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними.
Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и
неизвестного вычитаемого. Решение задач в два действия.
Сложение и вычитание (70 час)
Устные и письменные приемы сложения и вычитаниячисел в пределах 100. Числовое
выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2
действия (со скобками и без них).Сочетательное свойство сложения. Исп ользование
переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации
вычислений.
Взаимосвязь
между компонентами и результатом сложения
(вычитания).Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной
видаа+ 28, 43-с.Уравнение. Решение уравнения.Решение уравнений вида 12 + х =12,
25 –х = 20, х –2 = 8 способом подбора.Решение уравненийвида 58-х=27, х-36=23,
х+38=70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результа -тами
действий. Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свой ство противоположных сторон прямоугольника.Построение прямого угла,
прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.Решение задач в 1 –2 действия на
сложение и вычитание.
Умножение и деление (17 часов)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения
• (точка) и деления:(две точки). Названия компонентов и результата умножения
(деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное
свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия
умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при
составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4.Порядок выполнения
действий в выражениях, содержащих 2 –3 действия (со скобками и без них). Периметр
прямоугольника (квадрата).Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Табличное умножение и деление (22 часа)
Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения и деления. Составлять таблицу умножения и деления на 2 и 3. Решать задачи на умножение
и деление и иллюстрировать их.
Повторение (11 часов)
10

3 класс ( 136 часов)
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Решение
уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении.
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на
основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (56 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3;
чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество,
стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета,
количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет,
количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение
(уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на
нахождение четвёртого пропорционального. Таблица умножения и деления с
числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения .У множение числа 1 и на 1.
Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Площадь.
Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь
прямоугольника (квадрата).Текстовые задачи в три действия. Составление плана
действий и определение наиболее эффективных способов решения задач. Круг.
Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью
циркуля.Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение
долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год,
месяц, сутки. Соотношения между ними
Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23.
Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3, 80 : 20.Деление
суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Приём деления
для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя
переменными вида а + Ь, а -Ь, а • Ь, с : d(d# 0), вычисление их значений при заданных
числовых значениях входящих в них букв. Решение уравнений на основе связи
между компонентами и результатами умножения и деления. Приёмы нахождения
частного и остатка. Проверка деления с остатком. Решение задач на нахождение
четвёртого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная
последовательность трёхзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100
раз. Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных
чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. Единицы массы:
грамм, килограмм. Соотношение между ними. Числа от 1 до 1000.
Сложение и вычитание (10 ч)
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние,
11

равнобедренные
(равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч)Устные приемы умножения и деления
чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.Письменные приемы умножения
и деления на однозначное число. Решение задач в 1-3 действия на умножение и
деление. Знакомство с калькулятором
Итоговое повторение (10 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в
пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.Решение
уравнений. Решение задач изученных видовю
4класс ( 136 часов)
Числа от 1 до 1000. Повторение(12 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержа щих
2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000.
Нумерация (10 ч)
Новая счётная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и
сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение
(уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (14ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный деци метр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между
ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное
свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между
компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и
вычитания.
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729- х = 217 + 163,
х - 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и
письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (79 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые ум ножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность
деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное
свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на чис12

ло, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - Х = 429 +120, Х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах
миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в поряд ке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, коли чество предметов, масса всех предметов и др.). В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них),
требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
- нахождение неизвестных компонентов действий;
- отношения БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, РАВНО ;
- взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2—4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
- разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее
частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (10 ч)

Перечень проектных и практических работ
№
1
2

Содержание
Проверочные работы
Контрольные работы

1 класс
8
1

13

2 класс
1
7

3 класс
9
3

4 класс
7
3

4. Тематическое планирование

1-йкласс(132 часа –4часа в неделю)
Раздел
Сравнение
предметов и групп
предметов

Кол-во
Характеристика деятельности учащихся
часов
Называть числа в порядке их следования при счёте.
8ч
Отсчитывать из множества предметов заданное количество (810 отдельных предметов).
Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их
следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе
предметов больше (меньше) и на сколько.
Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и
описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за.
Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее).
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в
измененных условиях.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0

Нумерация

28 ч

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с
любого числа.
Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел.
Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый
номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.
Писать цифры. Соотносить цифру и число.
Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за
ним в ряду чисел.
Упорядочивать заданные числа. Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 (4  это 2 и 2; 4  это 3 и 1).
14

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в
измененных условиях.
Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок).
Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную.
Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.).
Строить многоугольники из соответствующего количества палочек.
Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.
Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=».
Составлять числовые равенства и неравенства.
Упорядочивать заданные числа.
Отбирать загадки, пословицы и поговорки. Собирать и классифицировать информацию по разделам
(загадки, пословицы и поговорки).
Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно
оценивать результат работы.
Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.
Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).
Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых
выражений.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в
измененных условиях.
Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые
примеры».
Сложение и вычитание 56ч
Сложение
вычитание

и

28ч

Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков;
составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним
числовые равенства.
Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма).
Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2.
Присчитывать и отсчитывать по 2.
Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок.
Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые
15

примеры».
Выделять задачи из предложенных текстов.
Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие
смысл действий сложение ивычитание;задачи водно действие на увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц.
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.
Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых
условиях.
Выполнять сложение ми вычитание вида □ ± 3.
Присчитывать и отсчитывать по 3.
Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые
примеры».
Выделять задачи из предложенных текстов.
Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие
смысл действий сложение ивычитание; задачи водно действие на увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц.
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.
Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых
условиях.
Контролировать и оценивать свою работу.
Сложение
вычитание
(продолжение)

и

28 ч
Выполнять вычисления вида: □± 4, 5, 6, 7,8,9,0
Решать задачи на разностное сравнение чисел.
Применять переместительное свойство сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.
Проверять правильность выполнения сложения, используя другой приём сложения, например приём
прибавления по частям (□ + 5 = □ + 2 + 3).
Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в
измененных условиях.
Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.
16

Выполнять вычисления вида: 6 – □ , 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □, применять знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и
знания о связи суммы и слагаемых.
Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.
Взвешивать предметы с точностью до килограмма.
Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения
(уменьшения) массы.
Сравнивать сосуды по вместимости.
Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности.
Контролировать и оценивать свою работу и её результат.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20
Нумерация

12 ч

Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.
Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте.
Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя
соотношения между ними.
Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации.
Составлять план решения задачи в два действия.
Решать задачи в два действия.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в
измененных условиях.
Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Сложение
вычитание

и 22ч

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы,
разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.
Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в
изменённых условиях.
Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы,
разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.
Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в
измененных условиях.
17

Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток.
Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных
узорах и орнаментах, закономерность их чередования.
Составлять свои узоры. Контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор.
Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы,
устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

.

«Что узнали, чему
научились в 1
классе»

6ч

ИТОГО - 132 часа
2-йкласс
(136 часов –4часа в неделю)
Раздел
Повторение числа от 1- 20

Кол-во
часов
2ч

Характеристика деятельности учащихся
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя
предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.
Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы
действий в изменённых условиях.
Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток,
используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.
Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы
действий в измененных условиях.
Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток.
Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в
отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования.
18

Составлять свои узоры. Контролировать выполнение правила, по которому составлялся
узор.
Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами
группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат
работы.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее
Нумерация

14 ч
Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и
записывать результат сравнения.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать
её, или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно
установленному правилу. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых.
Выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 - 30.
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более
мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать стоимость предметов в пределах
100 р.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы
действий в изменённых условиях.
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении
темы, оценивать их и делать выводы.

Сложение и вычитание 19 часов
Числовые
выражения, 13ч
содержащие
действия
сложения и вычитания

Составлять и решать задачи, обратные заданной.
Моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах
на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестною уменьшаемого, неизвестного
вычитаемого. Объяснять ход решения задачи.
Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении
задачи.
Строить отрезок-сумму двух отрезков и отрезок-разность.
Отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса. Определять
по часам время с точностью до минуты.
19

Вычислять длину ломаной и периметр многоугольника.
Читать и записывать числовые выражения в два действия. Вычислять значения выражений
со скобками и без них, сравнивать два выражения.
Свойства сложения.

6ч
Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы
действий в изменённых условиях.
Собирать материал по заданной теме.
Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и
орнаменты. Составлять план работы. Распределять работу в группе, оценивать выпоненную
работу.

Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание

27 часов

Устные приёмы сложения и
вычитания в пределах 100.

19 ч

Проверка
вычитания

8ч

сложения

и

Моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в
пределах 100.
Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные
случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел
и др.). Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать
решения составных задач с помощью выражения.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Выстраивать и обосновывать
стратегию успешной игры.
Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях
буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в
том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения,
прикидку результата.
Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25  х = 20, х 2 = 8, подбирая значение неизвестного.
Выполнять проверку правильности вычислений. Использовать различные приемы проверки
правильности выполненных вычислений.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий.

20

Сложение и вычитание

24часа

Письменные
приёмы
сложения
и
вычитания
двузначных
чисел
без
перехода через десяток.

6ч

18 ч
Письменные
приёмы
сложения
и
вычитания
двузначных
чисел
с
переходом через десяток

Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью
вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку.
Различать прямой, тупой и острый углы. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге.
Выделять прямоугольник (квадрат)
из множества четырёхугольников. Чертить
прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы
действий в измененных условиях.
Выбирать заготовки в форме квадрата.
Читать знаки и символы, показывающие, как работать с бумагой при изготовлении изделий в
технике оригами. Собирать информацию по теме «Оригами» из различных источников,
включая Интернет.
Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и изготавливать по
нему. Составлять план работы.
Работать в паре: обмениваться собранной информацией, распределять, кто какие фигурки
будет изготавливать, оценивать работу друг друга, помогать друг другу устранять недочёты.
Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат.
Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ.

Числа от 1 до 100.
Умножение и деление

17 часов

Конкретный смысл действия
умножения

9ч

Моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков,
схематических чертежей. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение суммой одинаковых слагаемых (если возможно).
Умножать 1 и 0 на число.
Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического
21

Деление

8ч

действия умножение. Моделировать с использованием предметов, схематических рисунков,
схематических чертежей и решать текстовые задачи на умножение. Находить различные
способы решения одной и той же задачи.
Вычислять периметр прямоугольника.
Моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков,
схематических чертежей. Решать текстовые задачи на деление.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы
действий в изменённых условиях.
Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ.

Числа от 1 до 100. Умножение и деление.
Табличное умножение и деление

22часа

Связь между компонентами и
результатом умножения.

8ч

Табличное
деление

14 ч

умножение

и

Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления.
Умножать и делить на 10.
Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Решать задачи на нахождение
третьего слагаемого.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы
действий в изменённых условиях.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» 11 ч
Итого – 136 часов
3-йкласс
(136 часов –4часа в неделю)
Раздел

Кол-во
часов

Характеристика деятельности учащихся
22

Числа от 1
вычитание.

до

100.

Сложение

и

8ч
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного
уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при
сложении, при вычитании.

Обозначать геометрические фигуры буквами.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Табличное умножение деление

56 ч

Повторение

5ч

Порядок выполнения действий в
числовых выражениях со скобками и
без скобок

2ч

Зависимость
между
пропорциональными величинами

12 ч

Таблицы умножения и деления
числами 4, 5, 6, 7. Таблица Пифагора

9ч

с

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со
скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без
скобок.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых
выражений.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения
числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о
порядке выполнения действий в числовых выражениях).
Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными
способами, в том числе в табличной форме.
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между
пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами.
Объяснять выбор действий для решения.
Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на
увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.
Составлять план решения задачи.
Действовать по предложенному и самостоятельно составленному плану.
23

Пояснять ход решения задачи.
Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и,
наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её
решении.
Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и
вычислительного характера, допущенные при решении.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и
способы действий в изменённых условиях.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои
действия и управлять ими.
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления
с числами 4, 5, 6, 7.
Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых
выражений.
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления
с числами 2, 3. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений
числовых выражений.
Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре.
Составлять план успешной игры. Составлять сказки, рассказы с использованием
математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических
фигур, математических терминов.
Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности
использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать
информацию. Работать в паре. Оценивать ход и результат работы.
Таблицы умножения
числами 8 и 9
Доли

и

деления

с

19 ч
9ч

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления.
Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.
Сравнивать геометрические фигуры по площади.
Вычислять площадь прямоугольника разными способами.
Выполнять задания творческого и поискового характера.

24

Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами. Составлять
план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.
Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и
той же величины
Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное
расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по
заданному или найденному основанию классификации.
Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить
одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие,
используя соотношения между ними.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачирасчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане
комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине,
осуществляющей выбор продолжения работы.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои
действия и управлять ими.
Внетабличное умножение и деление

27
Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.
Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного
умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и
деление.

Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях
входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых
выражениях, свойства сложения, прикидку результата.

25

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого,
неизвестного делителя.

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его
проверку.
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие
соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не
.... то», «если не ..., то не ...»; выполнять преобразование геометрических фигур по
заданным условиям.
Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить
сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и
решать их. Составлять план решения задачи.
Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои
действия и управлять ими.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000

26

Нумерация

13 ч

Читать и записывать трёхзначные числа.
Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения.
Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать
заданные числа.
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность,
продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Читать записи,
представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в
обозначении веков.
Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в
более мелкие, используя соотношения между ними.
Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.
Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную
заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Сложение и вычитание

10 ч

Умножение и деление

12 ч

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100,
используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы
вычислении, выбирать удобный.
Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти
действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность
применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений.
Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди
равнобедренных — равносторонние) и называть их.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и
способы действий в изменённых условиях.
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и
отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку
зрения одноклассника.
Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные
27

способы вычислений, выбирать удобный.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и
способы действий в изменённых условиях.
Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить
их в более сложных фигурах.
Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на
однозначное и выполнять эти действия.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить
проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» 10 ч
ИТОГО 136 часов
4-йкласс
(136 часов –4часа в неделю)
Раздел
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000
Повторение

Кол-во
часов

Характеристика деятельности учащихся

12 ч
Читать и строить столбчатые диаграммы
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и
отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения
товарища, обсуждать высказанные мнения.

ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000

28

Нумерация

10 ч

Величины

14 ч

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.
Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.
Заменять многозначные числа суммой разрядных слагаемых.
Выделять в числе общего количества единиц любого разряда. .Определять и
называть в числе общего количества единиц любого разряда.
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность,
продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы.
Оценивать правильность составления числовой последовательности.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку,
находить несколько вариантов группировки.
Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз.
Собрать информацию о своей станице и на этой основе создать математический
справочник «Наша станица в числах».
Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых
задач.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы
действий в изменённых условиях.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты работы.
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более
мелкие, используя соотношения между ними.
Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.
Сравнивать значения площадей фигур.
Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними.
Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.
Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними.
Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц
измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким).
Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.
Переводить одни единицы времени в другие.
Использовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности,
упорядочивая их.

29

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца событий.

Сложение и вычитание

11 ч

Умножение и деление

17 ч

Выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на
знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических
действий (сложение, вычитание).
Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.
Выполнять сложение и вычитание значений величин.
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать
действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в
расширении знаний и способов действий.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и
способы действий в изменённых условиях.
Выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических
действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать
действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в
расширении знаний и способов действий.

Умножение и деление (продолжение)

40 ч
Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние.
Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость,
время, расстояние.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и
способы действий в изменённых условиях.
30

Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных
вычислениях.
Выполнять устное и письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями,
объяснять используемые приемы.
Решать задачи на движение.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и
отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку
зрения товарища.
Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных
вычислениях.
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять
используемые приёмы.
Выполнять деление с остатком на 10, 100, 1000.
Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное
движение и движение в противоположных направлениях решать такие задачи.
Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. Собирать и
систематизировать информацию по разделам.
Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенной
трудности.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты работы.
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать
действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в
расширении знаний и способов действий. Соотносить результат с поставленными
целями изучения темы.
Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.
Выполнять письменное умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное
число, опираясь на знание алгоритмов письменного действия умножение.

31

Умножение и деление (продолжение)

22 ч

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты арифметического
действия умножение.
Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат.
Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на
двузначное и трёхзначное число.
Выполнять письменное деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное
число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма
арифметического действия деление.
Проверять выполнение действия: умножения делением и деления умножением.
Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида.
Изготовлять модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток.
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на
плоскости.
Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.

Итоговое повторение. (8 ч + 2 ч)
ИТОГО 136 часов

СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
методического
объединения учителей естественного цикла
МКОУ ООШ № 7
от 30.08.2022 года протокол № 1
___________

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______Н.И.Еремеева
«30» августа 2022 г

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».